пятница, 15 мая 2015 г.

Debian Jessie - установка Graphical Expert Install

О том как установить Debian Jessie в режиме Graphical Install я уже писал ранее, там нет ничего сложного. Недавно по некоторым причинам мне пришлось на одной из машин переставлять все заново и я решил опробовать режим Graphical Expert Install и таки был немного удивлен гораздо большей его информативностью, а также его простотой (где там нужен эксперт я так и не понял). После установки в данном режиме система получается немного легче (об этом чуть позже) и сразу более настроенная.
А теперь по порядку (будет много скриншотов!).
Для начала нам необходим сам дистрибутив Debian Jessie (или Stretch), после этого мы записываем его на носитель (об этом писано в сети великое множество раз), я не затруднялся дописыванием микропрограмм в основной инсталятор, т.к. использовал свободный роутер в качестве расширения карты wifi и все драйвера устанавливал уже после полной установки.

Итак загрузились с флэшки и видим вот такое окно
Здесь нас интересует пункт "Adwanced options", после выбора которого мы видим следующее
Здесь мы выбираем "Graphical expert install"
где нам предлагают выбрать язык процесса установки и самой системы
Далее последует выбор страны
А затем уже непосредственно выбор локали
Далее нам предложат выбрать дополнительные локализации которые мы желаем установить, я здесь оставил все без изменений (после установки в некоторых местах дополнительные локали таки установились и пришлось их выкашивать при помощи BleachBit, что позволило уменьшить установленную систему еще на где-то на 400 мегабайт).
После этого нам предлагают настроить "Синтезатор речи"
Я не стал сопротивляться и согласился, наверное благодаря этому в систему установился Orca, который я в последствии был вынужден выносить командой sudo apt-get purge gnome-orca, после этого мы переходим к настройке клавиатуры
Т.к. в инсталяторе Debian c этим вопросом (в отличии от некоторых других дистров) всегда все было в порядке, то тут мы смело выбираем дополнительную клавиатуру
а также вариант ее переключения
После этого будет произведено полное чтение установочного образа
А далее установщик начнет устанавливать софт с этого образа
На этом этапе будет представлена возможность установить некоторые дополнительные модули
Это актуально при серверной установке (и то не всегда), поэтому я тут оставил все без изменений
Здсь система пытается определить имеющиеся в наличии сетевые карты
что у нее с успехом получается, но т.к. я решил ставить все без дополнительных микропрограмм, используя для этого самодельный wifi удлинитель сетевой карты, то на этом шаге я просто отказываюсь от установки дополнительного софта
Здесь система переходит к попыткам автонастройки сетевого соединения
и просит также выставить тайм-аут на ожидание
после чего попросит ввести имя компьютера
а далее имя домена (если таковое имеется)
Далее мы переходим к настройкам пользователей
И вот здесь возникает наверное первое отличие от стандартной установки
Поддержку теневых паролей я оставляю, а вот вход root пользователя закрываю, что автоматически активирует sudo
Далее представляемся
Вводим свой логин
и конечно пароль.
А теперь приступим к настройке времени
Несмотря на то что нас спрашивают про настройку сервера NTP
сама служба NTP не будет установлена, и ее придется устанавливать самостоятельно
хотя это приведет к нормальному отображению времени и ровной работе с часами (без отставаний)
А теперь мы переходим наверное к самому интересному разделу - разметка дисков
Здесь надо остановится на том что установщик у Debian довольно мощный и позволяет с дисками сделать все что угодно, но требует некоторого умения. Для новичков я бы рекомендовал предварительно разметить диск с помощью Gparted (также это стоит сделать тем кто устанавливает данную систему в качестве второй или третей на машину), если вы это не сделали то есть возможность прямо из установщика запустить консоль и штатными средствами (в виде fdisk и прочих системных утилит), сделать это самому.
На уровне установки можно настроить как обычную установку так и установку на LVM и RAID, как с шифрованием так и без. Также система может вам предложить самостоятельную разбивку имеющего диска (как обычного так и LVM) если вы решили устанавливать все "вчистую" без сохранения старых данных.
Все это - материал для отдельной заметки (может и напишу, если будет оборудование для тестов), а пока я остановлюсь на обычной разметке.
Т.к. я все уже подготовил заранее, то здесь я остановлюсь на варианте "Вручную"
Здесь выберем диск на который будет устанавливаться наша система
 Для установки системы у меня были подготовлены разделы sda7 и sda8
 Раздел sda7 у меня будет корневым "/" в нем будет находится непосредственно сама система
 а sda8 я буду использовать в качестве домашнего каталога "/home". Здесь хочу остановится на выделенном пункте, о резервировании блоков. В Debian этот размер можно устанавливать в процессе установки, он служит для предотвращения полной записи всего диска, это так сказать резерв на всякий случай, что бы машина вдруг не встала "колом" когда вы забьете диск полностью. Это актуально для корневого каталога, а вот для домашнего каталога этот параметр по моему мнению совершенно неактуален и тут я его поставил равным 0. В других debian based дистрибутивах этот параметр стоит по умолчанию равным 5% и представьте свое негодование, когда система от выделенных к примеру ей 300 гиг, откусит 5% и просто будет их хранить, так на всякий случай, после установки этот вопрос тоже можно решить без особых трудностей.
Немного остановлюсь на выборе swap файла. В Linux системах это не отдельный файл, а специальный раздел на диске. Если установлено на компьютере несколько linux систем то достаточно одного раздела для всех, т.к. у меня уже есть один раздел, то он подхватится автоматически при старте свежеустановленной системы.
Также на этом этапе можно выбрать любой раздел из имеющихся и установить ему произвольную точку монтирования (я бы посоветовал монтировать все в каталог /media/ваша точка монтирования), если это раздел ext4 то после установки необходимо будет отдельно изменить у этой точки права, т.к. она по умолчанию будет доступна только для чтения (как это делается я описывал в заметке про организацию работы с каталогами и общими документами).
Здесь нам дают возможность ознакомится с нашим выбором и окончательно его подтвердить, т.к. внесенные нами изменения после нашего подтверждения уже являются окончательными и данные которые были на выбранных дисках будут уничтожены.
После этого система будет форматировать диски и копировать туда необходимые ей файлы, это займет какое-то количество времени после чего нам будет задан следующий вопрос
После чего у нас уточнят а какое ядро мы желаем установить
Вопрос очень актуальный при установке на не совсем новые машины, т.к. позволяет выбрать именно ту архитектуру которая наиболее подходит имеющемуся процессору (в LMDE2 вообще по умолчанию воткнули 586 ядро и приходилось танцевать с бубном что бы потом все настроить так как надо).
тоже довольно интересный вопрос, при правильном ответе на который мы можем значительно ускорить загрузку нашей системы, т.к. установка производится на нетбук и соответственно винт не будет переносится на другие машины, то мне зоопарк из всех доступных драйверов (по умолчанию такой вариант используется в Ubuntu) ненужен, и я остановил свой выбор только на драйверах необходимых для моей машины.
Здесь мы настроим наш sources.list
Подключаем зеркала архивов из сети
Если у вас есть свое зеркало в сети то можете выбрать протокол ftp, я остановился на http, т.к. хочу использовать родные зеркала от debian
Выбираем страну
выбираем зеркало
настраиваем Proxy (если это необходимо)
А тут мы имеем возможность сразу активировать репозитории с non-free пакетами, я кстати удивлен почему этот пункт не присутствует в стандартном варианте установке, это позволит мне очень быстро установить драйвера для моей wifi карты без каких либо дополнительных телодвижений сразу после первой загрузки установленной системы.
на этом этапе мы подключаем дополнительные репозитории, в случае стандартной установки нам бы потом это пришлось доделывать руками.
Т.к. мы делаем установку с образа netinst, пришло время выбрать DE и установить дополнительное программное обеспечение
тут каждый выбор делает сам, участвовать или нет
Здесь я выбор DE  и прочего сделал исходя из своих предпочтений.
После этого установщик начнет все это доблестно скачивать из интернета и есть время пойти сделать чашечку кофе.
Ставим загрузчик
На данный момент у меня эта система была единственной, но могу сказать с уверенностью, сколько бы у вас их не стояло - найдутся все.
Выбираем место куда будем ставить Grub
Ну а это свидетельство того что мы можем ставить систему i386 на машины с EFI, от чего кстати отказались в Ubuntu.
Почти свершилось, мы приближаемся к финишу
Под занавес у нас уточнят как настроены системные часы в нашей машине и после этого
поздравят с успешной установкой и предложат перезагрузить компьютер дабы начать пользоваться свежеустановленной системой.
О том как настроить Debian Jessie с DE Mate у меня уже насобирался целый цикл заметок, так что если кому интересно милости прошу к ознакомлению.

1 комментарий:

  1. Спс за подробный пост ))
    Помогло во многом.
    Единственное что - у меня при установке было 3 диска, sda, sdb, sdc.
    Sda - диск с виндой, sdb - / и swap, sdc - /home
    На этапе разметки дисков все размечал естественно вручную.
    Потом, уже перед этапом записи grub на диск что-то мне захотелось поменять в настройке разделов дисков, после чего инсталлятор стал предлагать указать место записи grub только в ручном режиме (надо ручками вписывать /dev/sda, например) и даже в ручном режиме выдавал ошибку типа "неустраняемая ошибка, невозможно записать чото-там".
    Вылечилось только перезапуском установки.
    Т.е. как я понял, после разметки дисков в ручном режиме не стоит опять туда лезть ))
    Возможно, есть и другой способ решения, но я еще только осваиваю Debian Way и мне проще переустановить. Но я с этим борюсь )

    ОтветитьУдалить